Мы уже писали про
цифровую трансформацию бизнеса, и сейчас хотим продолжить обсуждение этой актуальной темы.
Похоже, что само понятие «цифровая трансформация» рискует стать именем нарицательным, негативным штампом, при чём во многом — из-за чрезмерной активности крупнейших консалтинговых компаний, задающих тренды в области менеджмента.
Недопонимание у широкой публики возникает как между понятиями «автоматизация» и «цифровизация», так и собственно «цифровая трансформация» и просто обновление (развитие) бизнеса. Нам доводилось неоднократно слышать о том, что «мы и так занимаемся цифровизацией» или «я постоянно трансформирую бизнес» в контексте утверждений о том, что реального смысла понятие «цифровая трансформация» не несет, что это всего лишь модный термин, не более того.
Другая группа скептиков полагает, что цифровая трансформация — удел крупных корпораций или исключительно IT-компаний. Малому и среднему бизнесу — это не по карману.
Полагаем, что подобные рассуждения возникают в немалой степени по причине повышенной технологичности этого понятия. Ведь вслед за рассуждениями о «цифровой трансформации» обычно называют сопутствующие ей другие понятия — искусственный интеллект, Big Data, машинное обучение и т. д.
Страх перед «цифровой трансформацией» сродни страху перед любым новым начинанием, когда риски оцениваются скорее эмоционально, а возможности развития связываются с традиционными способами ведения бизнеса, в которых, как полагают многие представители малого и среднего бизнеса, вопросы цифровизации — это, скорее, оптимизация существующих процессов, а не их развитие.
Разницу между сценарием автоматизации и цифровой трансформации можно графически представить на диаграмме жизненного цикла компании (И. Адизес).