Возрастающую роль корпоративной культуры (КК) в процессе цифровой трансформации бизнеса отмечают многие исследователи. Мы говорили об этом на страницах блога в статье «
Кто обеспечит цифровую трансформацию?». Логично, что этому аспекту развития КК нужно уделять самое пристальное внимание как при разработке бизнес-модели и проектировании бизнес-процессов с учетом цифровизации, так и без нее, при внедрении любых новаций и организационных изменений.
Может показаться, что новые технологии умаляют значимость человеческого фактора, как минимум, в автоматизированных процессах, но реальность зачастую опровергает данный тезис. Особенно это ощутимо в традиционных компаниях со строгой организационной иерархией и авторитарным стилем руководства. Здесь особенно велико сопротивление цифровизации, поскольку она воспринимается даже не столько как угроза замещению персонала, сколько как дублирование и так «эффективных» бизнес-процессов.
В госкорпорациях такая «цифровизация» зачастую принимает комичные формы, когда работники вынуждены обслуживать несколько ERP-систем одновременно, абсолютно не являясь их внутренними клиентами и не понимая смысла в такой дополнительной рабочей нагрузке.
По мнению директора HR-департамента компании «Xerox Евразия» Натальи Колосовой, в основе цифровой трансформации лежат три составляющие:
- технологическая, которая позволяет выстроить цифровую инфраструктуру,
- образовательная,
- коммуникационная.
Необходимо постоянно развивать эти направления и тем самым способствовать формированию культуры, которая делает сотрудников более гибкими и проактивными. Это поможет создать в компании среду, в которой цифровизация будет проходить наиболее эффективно.