HRdesign

Трансформация бизнеса —
от бренда к экосистеме

Разработка концепции развития бизнеса в условиях сокращающегося спроса и санкционного давления
Среди большого разнообразия так-называемых антикризисных вариантов ведения бизнеса, практикуемых в РФ в 2022—2023 годах, можно с уверенностью выделить два основных направления:
  1. сохранение или разумное сокращение,
  2. рост путем занятия высвободившихся ниш.
К первому направлению относятся усилия по сокращению издержек в любом виде, импортозамещению и свертыванию географии присутствия. Ко второму — выпуск субститутов исчезнувших товаров и услуг, перехват клиентской базы ушедших с рынка конкурентов, выкуп долей компании у прежних собственников, а также частные альянсы на временной основе.
Модели бизнеса, ориентированные на развитие, сейчас не встречают понимания многих инвесторов в силу невозможности среднесрочного и долгосрочного планирования, непостижимости трендов во внешней среде и прочих факторов BANI [1]. Между тем вышеперечисленные основные направления бизнеса в РФ не только не гарантируют сохранения компании в среднесрочной перспективе, но и закрепляют технологическую отсталость, утрату конкурентных преимуществ, деградацию потенциала для роста.
[1] BANI — концепция Джамаиса Кашио, характеризующая современную бизнес-среду с 2020 года: Brittle (хрупкий), Anxious (тревожный), Nonlinear (нелинейный), Incomprehensible (непостижимый).
Кроме того, выбор первого либо второго антикризисного варианта демотивирует ключевых работников отсутствием стабильности, непониманием своего вклада и ожидаемых результатов [2], невозможностью осознанного личностного развития и недостатком креативной среды.
[2] Теория ожиданий В. Врума — доказывает, что наличие у человека потребности не является единственным условием для возникновения у него мотивации к достижению цели, обусловленной потребностью. Важным условием является ожидание человеком того, что выбранный им тип поведения и предпринимаемые действия действительно приведут к получению желаемого.
Мы полагаем, что предложенная нами модель развития бизнеса преодолевает описанные трудности во внешней среде и в значительной степени способствует выходу компании на новый виток в своем росте, повышая инвестиционную привлекательность, расширяя клиентскую базу, сокращая угрозу выгорания ключевого персонала и мотивируя его к большей самоотдаче.
Суть предлагаемой услуги состоит в разработке концепции трансформации бизнес-модели компании через создание экосистемы её товаров и услуг (далее по тексту — Экосистема). Эта модель строится на основании уже действующего бизнеса, без попыток вхождения в «чужие ниши». Напротив, данная модель позволяет капитализировать существующий клиентский опыт (Customer Experience) и предложить расширенный пакет товаров и услуг, сделав уникальное торговое предложение компании (УТП) более привлекательным.
Экосистема делает возможным увеличить общую выручку и средний чек за счет брендированного набора сервисов (зонтичный бренд), либо развить новый бренд, включив в его экосистему имеющиеся. Развитие сервисов в данной модели идеально проходит в формате пилотных проектов, что позволяет быстро оценить их эффективность, юнит-экономику, выявить сторонников и ранних последователей. Работая в стиле бизнес-дизайна, мы можем на коротком отрезке времени сделать выводы о перспективности того или иного сервиса, проранжировать их на предмет окупаемости и разработать понятную дорожную карту полноценной Экосистемы.
Отдельный плюс данного подхода состоит в позитивном влиянии на клиентов и моральный климат в компании. Для клиентов экосистемы это возможность получить новый потребительский опыт, ассоциированный с привычными продуктами (услугами). Для маркетинга — новые каналы коммуникаций с клиентами, повышения лояльности, развитие бренда и его суббрендов. Гласно объявив о переходе к созданию Экосистемы, можно замотивировать работников на активное участие в пилотных проектах, создать условия для раскрытия их внутреннего потенциала и возможности реализовать накопленные идеи.

Для рынка в целом — четкий сигнал о наличии стратегии развития, вдумчивом менеджменте, оптимизме и вере в собственные силы.

Этапы разработки концепции Экосистемы


  • Анализ потребительских сегментов компании
    Определяем, какие задачи стоят перед потребителями и как мы можем помочь в их выполнении. Промежуточным продуктом на этом этапе будет детализированная карта эмпатии для разных сегментов потребителей.
    01
  • Бизнес-дизайн Экосистемы
    Методом бизнес-дизайна проводим генерирование идей относительно структурных элементов будущей Экосистемы (возможных сервисов, отдельных продуктов и услуг), рассматриваем их влияние на элементы существующей бизнес модели и взаимное влияние в рамках единого пространства. Дивергентный и конвергентный подходы позволяют остановиться на наиболее перспективных предложениях, а также проранжировать их по окупаемости, срокам внедрения и возможным рискам.
    02
  • Прототипирование элементов Экосистемы
    Согласовывываем интересы внутренних стейкхолдеров компании, прорабатываем механизмы реализации и рабочие практики, определяем предварительные требования к проектным командам и составу их участников.
    03
  • Разработка дорожной карты (roadmap)
    Определем этапы реализации концепции Экосистемы и показатели её успешности. Продукт на выходе – визуализация этапов работ и закрепление ответственных исполнителей.
    04
Мы полагаем, что в условиях сокращения внутреннего спроса и внешних санкций для бизнеса невозможно сохранять статус-кво. Внешняя среда обязывает компании меняться. К сожалению, зачастую собственники руководствуются стремительно устаревшими ментальными стереотипами, а иногда банально боятся ухудшить свое положение в духе известной мантры «не поломано -не ремонтируй». Инерционность, страх перед инновациями и неуверенность в возможности развития сегодня могут привести к серьезным последствиям для бизнеса уже завтра.

Мы предлагаем отказаться от ложных предубеждений и сформировать новую бизнес-среду, одинаково привлекательную как для собственника, так и для потребителя ваших продуктов и услуг.
Консультация по разработке концепции развития бизнеса на базе формирования модели Экосистемы