HRdesign
Artificial intelligence

Тренды обучения на рабочем месте в 2020 году: навыки будущего

Доклад Udemy for Business

Искусственный интелект меняет мир

Рост применения искусственного интеллекта (ИИ) меняет принципы функционирования бизнеса. ИИ помогает компьютерам учиться на опыте и выполнять задачи как человек, только более эффективно путем обработки больших объемов данных и распознавая закономерности.

«В следующем десятилетии аналитика данных и ИИ повысят производительность работников по мере того, как компании будут полагаться га передовые технологии в конкурентной борьбе», — отмечается в докладе Gartner Hype Cycle 2019.

Однако с заданным темпом изменений большинство организаций не готовы к возможностям, которые предоставляет ИИ. ИИ способствует распространению данных. От организаций и их работников потребуется умение управлять, хранить, обрабатывать, анализировать и получать глубокие выводы из данных посредством ИИ. Культура, основанная на данных, будет важна для организаций, взявших курс на использование силы ИИ и больших данных.

Согласно исследованию компании Deloitte, руководители 65% компаний упомянули ИИ и роботизацию в качестве важных или важнейших факторов развития человеческого капитала. И только 26% компаний полагают себя готовыми (полностью готовыми) использовать возможности этих технологий.

С широким распространением подрывных технологий организациям необходимо обеспечить трансформационный ответ. Это означает переосмыслить набор навыков работников и формы управления талантами. В настоящем докладе представлены выводы относительно изменений в подходах к обучению на рабочем месте в предстоящую декаду.

5 трендов обучения на рабочем месте в 2020 году

  • От концепции к реальности
    Искусственный интеллект становится основным трендом в 2020.
    01
  • Уточнение возможностей человека
    В 2020 будут осознаны пределы возможностей человека и машины.
    02
  • Переобучение работников
    Корпоративное обучение и развитие обратится к решению задачи по переобучению работников.
    03
  • Data-driven
    Организации будут выстраивать культуру, основанную на данных.
    04
  • UpSkilling
    Все больше стран в мире будут практиковать обучение высоко востребованным техническим навыкам.
    05

Тренд 1. От концепции к реальности: ИИ становится основным трендом в 2020 году

В 2020 году Искусственный интеллект станет мейнстримом. Мы уже наблюдаем, как ИИ охватывает все виды бизнеса. В маркетинге применяются инсайты на основе ИИ по поведению потребителей для уточнения предложения. HR-службы начинают работать с ИИ для рекрутинга, отбора и интервьюирования кандидатов. Финансисты используют ИИ и машинное обучение для сокращения затрат на командировки. Список применения ИИ — бесконечен.
Рассматривая наиболее востребованные навыки, которые осваивают слушатели Udemy за последние 3 года, мы наблюдаем сдвиг в сторону Искусственного интеллекта и Data science. В Таблице 1 представлены растущие в популярности технические навыки за период 2016 — 2019 гг.

Машинное обучение и нейронные сети — основа инноваций с ИИ, обрушившихся на мир. Искусственные нейронные сети (Навык № 5) имитирует процессы внутри человеческого мозга по обработке, хранению и действию на основе полученной информации. Хотя автопилот или распознавание лица являются наиболее популярными примерами, мощь нейронных сетей может обеспечить развитие любой отрасли.

Таблица 1. Топ-10 технических навыков, популярность которых росла в 2016-2019 гг.
Построение таких нейронных сетей и машинного обучения — сложная задача, а новые технологии, такие как TensorFlow (навык № 1), облегчают этот процесс. TensorFlow — библиотека с открытым исходным кодом, содержащая алгоритм машинного обучения и код для разработчиков, позволяющий создавать собственные приложения.

Компьютерное зрение — область ИИ, отвечающая за обучение компьютеров распознавать цифровые образы, например, человеческие лица. OpenCV (навык № 4) — другая библиотека с открытым исходным кодом с функцией программирования, помогающая разработчикам создавать приложения на основе компьютерного зрения в реальном времени. Основанные на ИИ чатботы (навык № 2) могут общаться, подобно человеку, с клиентами для решения административных задач, заниматься продажами и отвечать на часто задаваемые вопросы.

Таблица 2. Топ-10 технических навыков, которые будут наиболее популярны в 2020 году
Говоря о наиболее популярных навыках в Udemy, на 2020 год (Таблица 2) мы отмечаем продолжение тренда. Огромным спросом пользуются навыки в области Искусственного интеллекта и Data science (Python, машинное обучение, Deep learning), а также фреймворки для Web-разработок (React, Angular), облачные вычисления и другие IT-сертификации (AWS, CompTIA), а также Docker. Docker - это платформа с открытым кодом, для создания пакетов ПО, называемых «контейнерами». Например, Docker используется в DevOps для автоматизации некоторых процессов, выполняемых DevOps-инженером.
Мы также рассмотрели нарождающиеся технические навыки, которым обучаются 40+ миллионов слушателей Udemy (Таблица 3). Gatsby. js (навык № 1) — новая среда для web-разработки, которая пользуется возрастающим спросом. Наблюдается смещение интереса к герератору «статичного сайта» (Gatsby.js), как способа создания web-сайтов будущего. Другие инструменты web-разработки, например, React Hooks (навык № 3), новое дополнение к React 16.8 и Next. js (навык № 5), а также SwiftUI, инструмент пользовательского интерфейса для приложений Apple также входят в десятку нарождающихся навыков 2020 года.

Таблица 3. Топ-10 нарождающихся технических навыков в 2020 году
Сюда же можно отнести Apache Airflow (навык № 6), инструмент для работы с открытым кодом при решении сложных вычислительных задач и обработки данных, Pegasystems (навык № 8) — сертификация для программного обеспечения при автоматизации цифровых процессов. Наконец, совершенно новые навыки, такие как квантовые вычисления и ESP32, применяемые в интернете вещей, также вошли в список нарождающихся навыков в этом году.

Тренд 2. Уточнение возможностей человека: в 2020 году будет осознаны пределы возможностей человека и машины

Это про автоматизацию на рабочем месте. Искусственный интеллект и роботизация процессов (RPA — программные роботы) сканируют все виды данных в организации для улучшения безопасности на рабочем месте, выявления злоупотреблений, сокращения времени закрытия вакансий или затрат на командировки. Но это не только о программных роботах. В 2020 году больше, чем когда-либо, будет уделяться внимание «человеческим аспектам» персонала. По мере того, как автоматизация и ИИ все более берут на себя рутинные задачи, работники усиленно специализируются на повышении своих «человеческих» навыков: креативности, эмоционального интеллекта и сторителлинга. Новая декада будет посвещена уточнению возможностей работника и осознанию пределов возможностей человека и машин на рабочем месте.
Мы проанализировали, каким навыкам обучались слушатели в Udemy for Business на курсах по процессам и инструментам (Таблица 4). Мы обнаружили интересные тренды в том, что касается автоматизации и управления бизнес-процессами. Оба этих тренда были отражены в таблице «Топ-10 наиболее востребованных навыков в области процессов и технических инструментов на 2020 год».

Таблица 4. Топ-10 наиболее востребованных навыков в области процессов и технических инструментов на 2020 год
Подобно тому, как реальные роботы революционизировали производственную сферу, программные роботы оказывают аналогичное воздействие на офисную работу. Роботизация бизнес-процессов означает применение инструментов автоматизации для быстрого воспроизводства способов выполнения рутинной офисной работы человеком при помощи таких инструментов, как Microsoft Excel, баз данных или web-приложений.

В нашем постоянно меняющемся окружении не удивительно, что Agile, Scrum (проектный менеджмент) и управление рисками также становятся все более востребованными навыками.

Таблица 5. Топ-10 наиболее востребованных гибких навыков в 2020 году
Когда мы рассматривали наиболее востребованные гибкие навыки (soft skills) среди слушателей, обучающихся на рабочем месте, на 2020 год (Таблица 5), мы обнаружили рост таких областей, как стремление к развитию, креативность и инновационность. Все более важным для работников является наличие стремления к развитию путем постоянного обучения и открытости к изменениям на рабочем месте.

Если навык обучения является ключевым для работника, то построение организационных культур и лидерство, лежащие в основе инновационности и креативности критически важны для компании.
Наконец, работники склоняются к внутренне присущим человеку навыкам, которые не могут воспроизводить роботы. Критическое мышление, коммуникации, строителлинг и эмоциональный интеллект возглавляют список наиболее востребованных навыков при обучении на рабочем месте в 2020 году.

Тренд 3. Корпоративное обучение и развитие перейдёт к решению задачи по переобучению работников

х6
«Чистая экономия: найм работника на рынке может стоить в 6 раз больше, чем его подготовка внутри компании»
Джош Берзин
Компании склонны избавляться от работников с устаревшими навыками, чтобы нанять новых специалистов с навыками для развития бизнеса. Однако конкурентный рынок труда заставляет работодателей признать тот факт, что переобучение своих сотрудников для новых функций более эффективно, чем конкуренция за редкий талант.

Переобучение для развития навыков будущего требует долгосрочного планирования, но цена замены ключевого персонала может быть выше, чем обеспечение постоянного обучения имеющихся работников.
Все чаще компании переобучают своих работников для новых функциональных ролей. AT&T переобучили 180 000 работников в рамках программы Future Ready (Готовность к будущему). Работники могут видеть, какие компетенции в организации востребованы, и выбрать необходимую программу обучения для занятия новых должностей. Программа Future Ready помогла AT&T минимизировать найм персонала на рынке и массово перевести работников на новые должности.

По мере того как все больше организаций запускают программы внутреннего переобучения для новых должностей, работники начинают рассматривать автоматизацию в более позитивном ключе. Мы опросили руководителей направлений обучения и развития компаний, каково отношение персонала к автоматизации и подрывным технологиям. 29% опрошенных заявили, что работники позитивно реагируют на возможность обучения новым навыкам. Только 12% респондентов отметили страх потери своей работы со стороны персонала.
С ростом необходимости переобучения все больший приоритет приобретают направления обучения и развития. 35% опрошенных отметили увеличение бюджета на обучение в прошлом году, только 13% сообщили о снижении соответствующих статей в бюджете компаний. 51% компаний не изменили свои затраты на обучение, что вызывает настороженность, принимая во внимание перспективную задачу по переобучению.

Тренд 4. Организации будут выстраивать культуру, основанную на данных.

По мере того как организации выстраивают корпоративную культуру для овладения силой Искусственного интеллекта и Больших данных, функциональные роли быстро меняются и становятся все более подвижными. У маркетологов наиболее популярны цифровые инструменты, Python, Google Analytics и WEB-разработка. У специалистов по продажам востребованы, наряду с навыками презентаций, публичных выступлений и переговоров, навыки работы с Excel и SQL и также WEB-разработка. Для финансистов, как и для продажников, важны Excel, SQL и Tableau, но не менее востребованы навыки лидерства, управления различиями и оценкой, а также Agile.

Тренд 5. Все больше стран в мире будут практиковать обучение высоко востребованным техническим навыкам.

Мы определили наиболее востребованные технические навыки на уровне стран мира. В десятку самых востребованных технических навыков вошли: Python, React, Docker, Amazon AWS, машинное обучение и глубокое обучение (Deep learning).
Таблица 6. Топ-20 стран по востребованности популярных технических навыков
Вот таким образом выглядит первая двадцатка стран по востребованности вышеуказанных навыков (Таблица 6).

Прогнозы развития обучения на рабочем месте в 2020 году

  • Выявление необходимых навыков скажется на планировании персонала
    01
  • Академии сфокусированных компетентностей заменят традиционное обучение
    02
  • Сообщества профессионалов-практиков (community of practice) будут быстро уточнять функциональное содержание навыков
    03
  • Направление обучения и развития претерпит радикальное изменение в последующую декаду
    04
  • Организации будут развивать внутренний рынок для талантов
    05

Прогноз 1. Выявление необходимых навыков скажется на планировании персонала

На фоне широкомасштабных подрывных технологий в последующей декаде последовательное выявление необходимых навыков станет критичным для планирования рабочей силы. Прогнозирование будущих навыков для организации — непростая задача и обычная проблема при осуществлении программ переобучения. Например, вызов уже обозначен, а новый функционал не всегда подходит для переобучения.

Для многих будущих должностей для компании на рынке нет подходящих кандидатов с формирующимися навыками, что делает переобучение внутри компании лучшим вариантом решения проблемы.

Например, Амазон создает образовательные траектории для складских рабочих с целью переквалификации на востребованные в компании должности специалистов по данным.
Что значит выявление навыков (skills mapping)?

Выявление навыков — визуальное представление навыков, необходимых для исполнения перспективных должностных обязанностей, в сравнении с имеющимися в компании навыками. Этот процесс помогает руководителям HR и направления обучения и развития определять разрывы в компетенциях.

Занимаясь переобучением персонала, организации начинают нанимать экспертов для выявления существующих и перспективных навыков. Так JPMorgan работает с Массачусетским технологическим институтом в рамках инициативы «Цифровая Экономика» для прогнозирования формирующихся наборов навыков для персонала. JPMorgan также запустили платформу «Паспорт навыка» в своей IT-службе. Платформа обеспечивает доступ работников к набору текущих навыков компании и возможность выбора новой должности с последующим обучением для развития своей карьеры.

Начиная с 2020 года мы ожидаем более глубокое погружение компаний в процесс выявления необходимых навыков для подготовки персонала к грядущему.

Прогноз 2. Академии сфокусированных компетентностей заменят традиционное обучение

По мнению McKinsey, компании часто придерживаются сложившейся системы развития талантов. Организации нанимают новых работников с желательным набором навыков или обучают вновь нанятых по мере необходимости. Но такая тактика быстрого решения проблемы недостаточна для трансформации организации и соответствия темпу технологического и бизнес-развития.

McKinsey полагает, что «в то время как новые таланты могут восполнить текущие и срочные потребности в ресурсах, например, для быстрого запуска систем Искусственного интеллекта, они не в состоянии отвечать критической потребности большинства организаций — широкой компетентности на всех уровнях». Эта задача решается лучшим образом путем обучения имеющихся работников в рамках внутренних программ развития компетентностей.

Академии компетентностей — глубинные обучающие инициативы для развития и сохранения навыковых компетентностей, поддерживающих специфические бизнес-стратегии и функциональные области. Например, консалтинговая компания Public Sapient реорганизовала свое направление обучения и развития по отдельным «компетентностям». Для создания компетентности в области ИИ Public Sapient запустила Академию Искусственного интеллекта, где проводит глубокое обучение работников компании.

Прогноз 3. Сообщества профессионалов-практиков (community of practice) будут быстро уточнять функциональное содержание навыков

В качестве дополнения к глубинному обучению, предлагаемому академиями компетентностей, развиваются социальные сообщества профессионалов-практиков для поддержки обучения на рабочем месте. Например, в мире разработчиков программного обеспечения отраслевые стандарты меняются быстро и, зачастую, в результате консенсусного решения. Группа разработчиков может поделиться лучшей практикой, а отрасль сместиться в новом направлении практически на следующий день. В таком темпе трудно успевать за лучшими практиками и направлять переобучение ваших работников.

Для поддержания уровня навыков в соответствии с новейшими отраслевыми трендами компании все чаще полагаются на сообщества профессионалов-практиков. Например. когда разработчики сталкиваются с проблемой в строке кода, они буквально обращаются за помощью к коллегам. Но вместо того, чтобы спросить соседа, они создают виртуальные сообщества разработчиков для работы в качестве коллективного разума.

Сообщества профессионалов-практиков не просто естественное обучение у коллег. Службы обучения и развития также создают структурированное обучение на основе таких сообществ. Это может быть набор часто задаваемых вопросов, либо специализированный контент для индивидуальных и виртуальных сессий по обозначенным вопросам. Онлайн-курсы или лекции могут использоваться в качестве вводного курса до начала работ, а индивидуальные сессии фокусируются на личном опыте и дискуссиях.

В 2020 году мы ожидаем большего вовлечения компаний в социальные формы обучения.

Прогноз 4. Направление обучения и развития претерпит радикальное изменение в последующую декаду

Обучение и развитие находится в центре Четвертой промышленной революции и требует освоения новых навыков. Однако существующая в прошлом десятилетии функция обучения и развития не способна эффективно развивать компанию в будущем. С 2020 года мы ожидаем радикальной трансформации служб обучения и развития. Эта трансформация преобразует экосистему обучения и оптимизирует опыт учащихся. В частности, распространение получит применение адаптивного Искусственного интеллекта и персонализация обучения, а также индивидуальные траектории обучения. Сейчас только 5% организаций используют ИИ, а 26% планируют его использование.

Мы пока не наблюдаем роста в использовании виртуальной и дополненной реальности в ходе обучения, поскольку на рынке мало готовых решений, но проекты с элементами дополненной реальности вполне возможны, поскольку смартфоны оснащены недорогими соответствующими приложениями.

Хотя немногие организации используют чатботы, мы ожидаем более широкого эксперементирования с ними в 2020 году. Все больше служб обучения и развития планируют добавить чатботы (24%) в течение нескольких лет, показатели применения виртуальной реальности (17%) и дополненной реальности (13%) не так велики. Чатботы, наподобие Siri или Alexa, используются в качестве помощников для ответа на вопросы работников. Число организаций, использующих чатботы, увеличилось с 4 до 8% в период между 2018 и 2019 годами.
Процессы в ходе обучения и развития будут переосмыслены с целью придания им характеристик Agile с фокусом скорее не на контенте, а управлении контентом. Мы также ожидаем обновления команд по обучению и развитию, начиная с 2020 года.

Сейчас фасилитаторы/инструкторы (36%) и администраторы обучающих систем (36%) составляют большинство в командах по обучению и развитию, но менеджеры образовательных технологий (27%) и кураторы контента (22%) начинают формировать основу таких команд. Возникают новые должности, такие как аналитик данных (15%), дизайнер образовательного опыта (10%) и менеджер социального обучения (8%).

Наконец, мы ожидаем, что команды обучения и развития переосмыслят свою организационную форму для лучшего соответствия бизнесу и нарождающимся навыковым компетентностям. Чтобы остаться в списке наиболее востребованных профессий, менеджерам по обучению и развитию необходимо быть прочно встроенным в бизнес.

Прогноз 5. Организации будут развивать внутренний рынок для талантов

«Старый подход к расстановке персонала, основанный на фиксированных должностях, уже не является оптимальным для поддержки быстро меняющегося бизнеса. Организациям необходимо смещаться к более подвижным и гибким сетевым командам с фокусом на проекты, а не должностное распределение функционала. Аналогично опыту консалтинговых компаний в условиях рынка краткосрочных контрактов команды будут комплектоваться специалистами для специфических проектов на основе имеющихся у них навыков, а не функционала. Это может продолжаться в разных проектах на протяжении года. Команды меняются в зависимости от проектов.

Организациям потребуется новый подход к управлению талантами в эпоху гибких команд. Для помощи менеджерам в поисках нужных навыков для проекта потребуется внутренний рынок талантов» — заявил Джош Берзин в своем выступлении на HRTech конференции в октябре 2019 года.
В этом сдвиге к «уменьшению важности» должностей навыки подвижны, а традиционные карьеры не отвечают реальности. Внутренний рынок талантов может также помочь вашим работникам исследовать карьерные возможности в самой организации. Джош Берзин задает следующий вопрос: «Мы тратим все наши деньги на приобретение талантов извне, а что насчет приобретения талантов и карьерном развитии собственного персонала?» Работники говорят о том, что проще найти новую работу в другой компании, чем найти новую должность в своей организации. Так дальше продолжаться не может".

Постоянное переобучение и новые возможности в захватывающем проекте могут стать частью системы управления талантами в вашей компании. Если кратко, то управление талантами также нуждается в сдвиге к новому осмыслению навыков в быстро меняющейся окружающей среде.
В то время, как новые технологии, такие как Искусственный интеллект и т. п., разрушат привычный мир наёмной работы, HR-командам обучения и развития нужно заново изобретать себя, чтобы подготовить сотрудников для освоения навыков будущего.
Консультации по вопросам трансформации компании