HRdesign

Soft skills – что стоит за этим понятием

Оптимальный набор гибких навыков для современных условий развития бизнеса в РФ
Мало какое понятие в менеджменте так популярно и на слуху и, в тоже время, многозначно и неопределенно, как soft skills (гибкие навыки). Причиной тому — востребованность качеств работников, которые находятся за периметром, как бы противоположности этим навыкам — hard skills (техническим навыкам). И если с последними, как правило, связывают понимание и умение применять методы, процессы, процедуры или технологии, то к гибким навыкам каждый склонен относить свой собственный набор качеств работника, что серьезно размывает понятие soft skills и соответственно направление усилий по развитию этих навыков. Логично, с нашей точки зрения, уточнять область применения soft skills, например, гибкие навыки для цифровой трансформации бизнеса или гибкие навыки для специалистов в области IT, образования, госслужбы и т. д.

Другим уточняющим критерием может служить группирование soft skills по категориям. Например, довольно распространена такая группировка гибких навыков:

  • базовые коммуникативные навыки,
  • навыки self-менеджмента,
  • навыки эффективного мышления,
  • управленческие навыки.
Однако каждая из этих групп также довольно неоднородная и включает наборы skills до 10 позиций в каждой.

Конечно, было бы соблазнительно иметь универсальный набор soft skills, пригодный для большинства случаев жизни, но в этом мы усматриваем аналогию с экономической теорией, где концепции не сменяют друг друга в хронологическом порядке, а формируют новые закономерности, часто с включением положений прежних концепций, а иногда имея в своем составе черты нескольких предыдущих теорий.

В этой статье мы постараемся сформировать определение soft skills и предложить оптимальный (рабочий) набор навыков для современных условий развития бизнеса в РФ.

Начнем с дефиниции.

Логично обратиться к англоязычным источникам, поскольку само определение имеет американское происхождение. Самое общее описание soft skills дает Collins English Dictionary: «желательные качества для определенных видов занятости, которые не зависят от приобретенных знаний и которые включают: здравый смысл, способность общаться с людьми и позитивный гибкий подход». M.M.Robles в исследовании, посвященном наиболее востребованным soft skills с точки зрения топ-менеджмента, объясняет гибкие навыки, как некое «зонтичное понятие», включающее три функциональных направления: личностные и социальные, а также персональные карьерные навыки.

Из этих определений можно сделать несколько выводов.

  • Во-первых, soft skills это некие мета-навыки, которые шире, чем просто антипод hard skills, это навыки, позволяющие работнику быстро осваивать новые знания и приобретать необходимые умения для эффективного исполнения своих обязанностей.
  • Во-вторых, состав наборов soft skills зависит от текущей бизнес-среды, задач менеджмента и функционала конкретного работника.
  • В-третьих, граница между личностными характеристиками работника и его soft skills довольно тонкая, поскольку понятие «здравый смысл» тесно переплетено с когнитивными способностями человека, а умение «эффективно мыслить» достигается не просто тренировками, но и при условии развитости общей мыслительной деятельности, а также с учетом культурного и интеллектуального развития конкретного работника.
Гибкие навыки (soft skills) — это набор мета-навыков, характеризующих способность конкретного работника эффективно применять свои знания и умения для успешного решения текущих и перспективных задач работодателя.
Исходя из вышеизложенного можно взять за рабочее следующее определение soft skills.

В предлагаемом определении мы сознательно уходим от дихотомии hard skills — soft skills, не привязываем гибкие навыки к врожденным или приобретенным атрибутам личности, степени социализации и общего развития работника и т. д., поскольку это затруднит дальнейшее наполнение набора soft skills конкретными релевантными навыками для любого потребителя этой информации.
Итак, вернемся к содержанию soft skills. Практически во всех «универсальных» наборах гибких навыков на первое место выносят коммуникационные навыки. Сюда включают навыки презентаций (самопрезентаций), четкое изложение мыслей, умение слушать и услышать собеседника и т. д. Наличие ряда взаимодополняемых навыков в этой группе говорит скорее о желаемой компетентности работника, которую можно охарактеризовать как «коммуникабельность».

Та же история происходит и с таким набором: умение слушать, мотивировать, понимать людей. Эти навыки входят в понятие «эмоциональный интеллект», которое скорее относится к компетентности человека, а не отдельным навыкам.

Умение выстроить презентацию, управлять проектами, мотивировать команды — точно не навыки, а компетентности, включающие ряд навыков.

Таким образом, определяя свой набор skills, нужно четко понимать их отличие от компетенций или группы навыков, формирующих искомые компетентности.
Еще один важный момент для определения skills — возможность их развития. Понятно, что обучить в той или иной степени можно чему угодно, но речь идет о взрослом человеке, который обучается в ходе работы и в интересах работодателя. Здесь важно разграничить способности человека (врожденные или приобретенные) и имеющиеся у него навыки. Способности — это потенциал работника, реализуется он или нет — вопрос неясный. Навыки (skills) это рабочие инструменты, готовые к применению, осталось только настроить их с учетом текущих бизнес-задач посредством тренингов, вписывающихся в бюджеты на обучение работодателя.

Мы полагаем, что у любого навыка есть свой диапазон применения, и чем он шире, тем больше возможностей для тонкой настройки skills. Например, клиентоцентричность — навык с узким диапазоном, эмпатия — с широким. Определение приоритетов — важный навык с узким диапазоном, системность мышления — стратегический навык с широким диапазоном. \

Отсюда совсем не следует, что важность навыка определяется его диапазоном, а оценка и обучение коррелирует с количеством навыков с соответствующим характеристиками. Здесь, скорее важен сам набор skills и сложность задач, которые предстоит решать работникам, обладающим искомым набором.
Но все же, какой набор будет оптимальным (рабочим), хотя бы в первом приближении? Попробуем сформулировать критерии ответа на этот вопрос и соответствующие навыки.

Оптимальный набор soft skills

  • 1
    Задачи бизнеса в РФ в текущий момент времени – повышение производительности труда и общей эффективности персонала.
    Это означает, что работник должен относиться к своей деятельности более осознанно, видеть перспективу и важность выполнения задач на своем участке для всей организации, включая внутренних и внешних клиентов, а также локальных комьюнити.

    Рекомендуемые soft skills: эмпатия, системность мышления, кросс-функциональное видение, оптимизм (can-do attitude) в подходах к работе.
  • 2
    Трансформация бизнеса, цифровая повестка в развитии бизнес-моделей, растущий темп преобразований, преобладание проактивного подхода над реактивным
    Для решения этих задач выносят необходимы, прежде всего, следующие soft skills: гибкость мышления, креативность и инновационность, командное мышление, высокая обучаемость.
  • 3
    Управление изменениями, развитие новых направлений
    Проектно-ориентированные бизнесы и стартапы формируют запрос на следующие гибкие навыки: умение сформулировать видение и цели, возможность экспериментировать, готовность взять на себя ответственность за результат, самомотивация.
Конечно, этот список лишь задает ориентиры в формировании необходимого набора skills для конкретной позиции в компании. Важно, чтобы эти skills были максимально конкретны и связаны с целями бизнеса, корпоративной культурой организации, рекрутментом, программами преемственности и обучения, наставничества и адаптации, а также деловой оценки персонала.

Набор soft skills должен отражать наиболее важные трудовые действия работника, быть оцифрован, измерим и привязан не только к HR-активностям в компании, но и формализирован в локальных нормативных актах, корпоративных СМИ, известен любому менеджеру компании и во внешней среде. В противном случае понятие soft skills останется лишь «красным словом» в выступлениях высокопоставленных руководителей, рассуждающих о чем-то отвлеченном и абстрактном.
Консультация по вопросам трансформации и корпоративной культуры компании и развитию soft skills сотрудников