Из многочисленных определений корпоративной культуры (далее по тексту
«КК») нам представляется наиболее точным формулировка Эдгара Шейна: «Комплекс базовых предположений, изобретённый, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научится справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции, функционирующий достаточно долго, чтобы подтвердить свою состоятельность, и передаваемый новым членам организации как единственно правильный».
Вообще, его фундаментальное исследование полезно для изучения при любом развитии данной темы. Важным, на наш взгляд, представляется тезис о необходимости внешней адаптации, т. е. влиянии факторов внешней среды на развитие КК, ее способности ответить на внешние вызовы, сохраняя свою целостность и устойчивость, противодействие разложению с приходом новых работников, сохранение условий для саморазвития. Э. Шейн также допускает, что КК может быть «обнаружена» или «разработана» самой группой, что не исключает возможностей для внешних фасилитаторов или консультантов по изучению данного предмета и выработке рекомендаций (планов) по развитию КК.
Э. Шейн определяет три стадии зрелости корпоративной культуры:
- на первом уровне в компании имеются внешние проявления КК — артефакты,
- на втором — тестируются декларируемые ценности,
- третий этап характеризуется наличием осознанных ценностей у большинства работников организации.