HRdesign

Импортозамещение на рынке консалтинга

Российский рынок консалтинга: скорее жив или почти мертв?
Рынок консалтинга по определению должен быть наиболее гибким и восприимчивым к изменениям во внешней среде. Ведь значительная часть игроков на этом рынке выявляют лучшие практики путем бенчмаркинга лидеров с остальными участниками. Институциональная среда — мощный фактор, игнорирование которого не делает чести серьезному консультанту. Да и в вопросах повышения операционной эффективности взаимоотношения с партнёрами и поставщиками имеют далеко не последнее значение.
Или, например, область HR. Рынок труда, с которого компании черпают человеческий капитал, весьма зависит от макроэкономической ситуации, спроса и предложения, а также наличия квалифицированной рабочей силы. В целом, оценка внешней среды методом PEST-анализа — основа основ любого анализа.
Но даже беглый взгляд на текущее состояние российского рынка консалтинга вызывает странные чувства. Речь идет о тектонических изменениях, по сути, переформатировании этой сферы за последние полгода.

В начале марта 2022 года крупнейшая международная консалтинговая компания Accenture заявила об уходе с российского рынка. За ней потянулись иностранные игроки поменьше. Мощным ударом по основам рынка стал исход «Большой четверки» — KPMG, PwC, EY и Deloitte. Далее — прекращение деятельности «Большой тройки» — McKinsey, BCG и Bain.

Следующий удар — уход зарубежных IT-провайдеров, также оказывающих консалтинговые услуги, например SAP, или Cisco, заявившая, что полностью оставляет рынок РФ и Белоруссии 23 июня. Ранее с рынка ушел крупнейший поставщик CRM-систем Terrasoft. Этот список можно продолжать долго…
Блокировка ряда интернет-ресурсов также затруднила продвижение услуг компаний по-меньше, даже не обязательно аффилированных с вышеперечисленными лидерами рынка.

Чем ответил рынок на грандиозные изменения ландшафта? На наш взгляд — завышенными ожиданиями от открывшихся возможностей и стремлением сохранить клиентскую базу. Это выразилось в выкупе российских подразделений глобальных консалтинговых агентств местным менеджментом. Так поступили в Accenture и в Cisco, а 15 бывших работников «Большой тройки» объединились в новую компанию «Яков и партнеры» с целью «занятия ниш» грандов консалтинга.
Почему эти попытки обречены на провал? Постараемся ответить кратко.
Во-первых, исход такого количества высококлассных зарубежных игроков рынка — не «уникальная ситуация», а логичное и последовательное решение. Компании, привыкшие работать на разных рынках, даже в странах третьего мира, оказались не в состоянии оказывать свои услуги в новой среде.

От адекватности их заключений и рекомендаций, учитывающих международные практики, зависит репутация этих компаний во всём мире. А что может быть важнее репутации для консалтинговой компании? Кейс «Артура Андерсена» в скандале с компанией Энрон — хороший пример, когда некогда крупнейшая аудиторская компания исчезла в одночасье, не выдержав обвинений в подтасовке своих заключений.
Во-вторых, появившиеся субституты, например, «Яков и партнеры» или «Технология доверия» (компания, организованая на базе российского подразделения PwC), или «Центр аудиторских технологий и решений» (бывшее операционное подразделение E&Y) заявляют, что «принципы и правила их работы останутся неизменными». На наш взгляд, это свидетельствует о тотальном непонимании причин ухода грандов. По-видимому, они полагают, что удержат клиентов простым предоставлением скидок на оказываемые услуги.

Не важно, как будет называться компания, созданная на обломках лидеров зарубежного консалтинга в России, но это новообразование будет носить родовые пятна прежних работодателей. В резюме работников будут значится звучные имена покинувших местный рынок зарубежных гигантов отрасли, а, значит, несовместимых с новыми реалиями подходов и технологий на нашем рынке.
В-третьих, близорукость данных решений очевидна. Она рассчитана на краткосрочную перспективу, скорее всего — для завершения начатых проектов и продолжения обслуживания прежних клиентов. Нового старта здесь не просматривается. В условиях общей экономической депрессии рынок непременно будет сужаться, новых клиентов не прибавится, конкуренция возрастет. Да и сколько можно будет привлекать потенциальных клиентов лозунгом «Мы — бывшая (вставьте имя)»?
Итак, рынок в состоянии турбулентности. Уход ключевых игроков не просто оставил за собой ниши, но и поставил под сомнение необходимость консалтинговой услуги в прежнем виде. Внешняя среда изменилась так радикально, что требует серьезного «переизобретения» данной услуги, с чем прежние работники лидеров рынка вынуждены сталкиваться в повседневной реальности. Это резкий выход из «зоны комфорта», который создавали прежние международные бренды всей силой своих нематериальных активов и передовых технологий. Готовы ли эти «бывшие работники» к чему-то по-настоящему креативному, а не к «проверенным» старым шаблонам? Мы полагаем, что ответ здесь отрицательный.
Гораздо более перспективным нам видится шанс для малых консалтинговых агентств, незашоренных регламентами и алгоритмами крупных консалтинговых компаний. Там, где креативность, бизнес-дизайн и личная экспертиза позволяют заглянуть за горизонт, там, где каждый проект лишен шаблонных подходов, дедлайнов и оптимизации ресурсов, там, где эджайл — не модная концепция, а смысл действий, есть возможность получить верный набор рекомендаций по дорожной карте в условиях современного российского рынка.
Как вы считаете — в вашей компании нужно что-то быстро менять с привлечением внешней экспертизы?